Наталья (vera_nata) wrote,
Наталья
vera_nata

Россия, которую мы сохранили. "Золотая пряжка". (ч.1)

В моём байкальском туре (во время отпуска) день был посвящён проезду по знаменитой Кругобайкальской железной дороге. Маленькое путешествие длиною в день!

КБЖД -  один из "отрезков" Великой Транссибирской магистрали, построенной по решению Александра III, под патронажем его сына - Николая II.
По протяжённости он самый короткий во всей магистрали - 292 версты: пролегает от Иркутска до пристани Мысовой (современная Бурятия), красиво огибая южную оконечность Байкала.

Западная часть дороги (~100 км) от истока Ангары (порт Байкал) до Слюдянки в настоящее время выведена из транзитного движения и является туристическим маршрутом (фактически тупиковой веткой).

Восточная часть (Слюдянка-2 - Мысовая) остаётся магистральной в составе Транссиба (Восточно-Сибирской ж/д).

Западная часть КБЖД (Байкал-Слюдянка) проходит по территории Прибайкальского национального парка и является памятником федерального значения - историко-культурным, инженерно-ландшафтным  (как звучит!).





Немного истории:

Во-первых, почему по отношению к КБЖД родилось такое сравнение "Золотая пряжка стального пояса России"?!

До постройки 1-го пути КБЖД (1904г.) поезда Транссиба доходили из Иркутска до станции "Байкал" по левому берегу Ангары, дальше их приходилось переправлять по озеру на ледоколах "Байкал" и "Ангара" по воде или зимой по льду (по временным рельсам)  до пристани Мысовой. Только после этого продолжалось следование на восток по Забайкальской ж/дороге. Транссибирская магистраль существовала с "разрывом". "Пряжка" соединила этот разрыв.

"Золотая" - это сочетание: сложность/объём строительных работ + финансовые затраты + уникальность инженерно-архитектурного комплекса + ландшафт озера.

Во-вторых, о западной части дороги: она должна была включать в себя два пути, которые планировалось проложить и запустить по очереди.
Начало строительства I-го пути: лето 1901 года.
Пуск поездов по нему: с сентября 1904 года (раньше на целый год, чем значилось в плане).
Причина: необходимость в дороге в период Русско-японской войны.
На завершение работ по строительству и устранение недоделок: + год.
Сдан в эксплуатацию 16 октября 1905 года.

Прокладка II-го пути: с апреля 1911 года до 09 октября 1915 года.

Покажу не экскурсию со всеми остановками, а то, что понравилось мне.
Этот туристический маршрут (по западной части КБЖД) называют ещё Кругобайкалка .

Начало пути: железнодорожный вокзал в Иркутске - красавец!!!   Напомнил мне фильм "Адмиралъ".


На улице пасмурно. Сели. У нас хороший чистый вагон с разделением на "купе" (без дверей). Соседями по купе напротив оказались немцы - это счастье. Во-первых, я изучала немецкий (не говорю), но звук немецкой речи - бальзам для моего слуха. Опять же, иметь разговаривающих, вежливых соседей и при этом не вникать в чужой разговор - это ли не удача?!

Кстати, совет для тех, кто доберётся до КБЖД: будьте внимательны в выборе вагона и не жалейте денег, вам ехать в этом вагоне целый день. Чтобы купить карту или путеводитель, я прошлась из нашего, 7-го, до 3-го вагона. Ну и насмотрелась я вариантов вагонов..., как "город" с разными "районами" и разными жителями. Наш был - лучший! (Спасибо моему туроператору).


Первая остановка "Слюдянка" - самая крупная станция КБЖД, III класса.
Всего в западной части дороги 6 станций и 5 разъездов (блок-постов в промежутках между станциями).
Здание вокзала из кирпича, облицовано знаменитым слюдянским белым и розовым мрамором. Иностранцы удивляются, а материал-то местный. Но это единственное на КБЖД пассажирское здание из кирпича.



Начал накрапывать дождик, который очень ненавязчиво шёл половину дня и ничуть не испортил впечатление.
Старая Ангасолка - очень атмосферное место. Вид на таёжный лес и Тёмную падь.




Каменный арочный виадук (водопропускное сооружение) эстакадного вида через реку Ангасолку.
Длина виадука 74м, на 1-ом пути их всего 6. При строительстве использовали камень и металл.


Там, где стою я с фотоаппаратом - железобетонный мост и действующий ж/д путь.


Проходим по виадуку вперёд.
Впереди Галерея Ангасольская 2.  Внутренний вид галереи.... (длина 100м, однопутная).




Внешняя сторона галереи - стена, мощённая камнем, "одевающая" галерею от камнепада и обвалов.
И обратите внимание, сколько зелени вокруг. По осени здесь должно быть всё в "золоте".



Едем. За окнами виды скальников, леса....
Кстати, если Вы в вагоне изначально сидите в правой стороне по ходу движения, то при подъезде к Байкалу Вам достанется обзор скальных пород. Вид из моего окна (а я люблю горы!).



А тем, кто слева - виды озера.  Вид из окна немцев (они были очень любезны).



Проезжаем несколько тоннелей...
Их будет много: на наиболее насыщенном участке Кругобайкалки - Байкал-Култук: 39 тоннелей и 16 отдельно стоящих галерей.

Ещё одна остановка: арочный виадук (длина 75м) через реку Большая Крутая Губа.



Если повернуться спиной к ж/дорожному полотну, перед вами Байкал...




Снова в поезд и снова скальники, тоннели, леса, яркие вспышки саранок на скалах, опять тоннели, а в тоннелях можно увидеть всякое...


Вот так выглядит очередная остановка нашего поезда. Сзади состава видна подпорно-улавливающая стенка (мощённая камнем). В советское время она была нарощена дополнительным железобетонным парапетом.


Идём к комплексу "Киркирейский", с двумя тоннелями.
В связи с постоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркирей, строителям западного участка КБЖД во 2-ой строительный период пришлось пробивать новый тоннель, тоже двухпутный №18-bis (длина 635м, в прямоугольниках наверху видны годы постройки 1911 и 1913). Желоб, по которому сбрасывается река, слева (в верхнем левом углу).




За моей спиной виден вход в старый тоннель №18 "Киркирей №3" (двухпутный, проложенный в 1-й строительный период).
Стыковка Великого Сибирского пути (Транссиба)  была произведена именно здесь, 13 сентября 1904 года (на год раньше плана).
Уже на следующий день было открыто временное движение - пущены поезда по КБЖД.
Пропускная способность дороги в период 1904-1905 года: до 15 пар поездов в сутки. Но "с таким расчётом и в таких размерах, чтобы не мешать работать по достройке" (с).


Ажурный мостик (справа) как раз переброшен через речку, поток которой бежит по желобу нового тоннеля №18-bis (который справа).


Входим в тоннель №18 (длина 75м).



Вот такие маленькие сталактиты на потолках всех тоннелей.... Не очень-то приятное зрелище.



Но, как у любой медали есть оборотная сторона, так и у любого тоннеля есть вход и выход....


"Вспышки" красных лилий - саранок повсюду. Крупнее здесь.



А теперь посмотритесь в зеркало Байкала,...


...  напейтесь его воды


и понюхайте сосну.




Сделайте перерыв. Отдохните.

Продолжение следует.



P.S. Для тех, кто хочет больше информации, советую заглянуть сюда.



Tags: Байкал, Дороги которые мы выбираем, КБЖД, Путешествие во времени, Сделано в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments