Наталья (vera_nata) wrote,
Наталья
vera_nata

Россия, которую мы сохранили. "Золотая пряжка". (ч.2)

Мы снова в пути.

Кругобайкальская железная дорога. (продолжение)

Вот эта фотография - одна из моих любимых. Это остановка около реки Большая Крутая Губа (в первой части рассказа).

Возможно, она не самая яркая, но именно она передаёт настроение поездки.
Мы ехали-ехали, выходили на остановках, некоторое время активно облазывали все окрестности, фотографируя, потом поворачивались к Байкалу и на некоторое время (минуты или секунды) застывали вот в такой медитации.



Потом либо кто-то тронет за плечо, либо обратяться словом человеческим, поезд даёт гудок...  - мы вновь возвращаемся в реальность.
Но, может быть, именно ради этих  секунд => минут => дней и стоит отправляться в Дорогу ?!


Возвращаемся на то место, где сделали остановку: берег Байкала рядом с тоннелем №18.




Специально показываю скальные породы. Через них строили все тоннели и всю дорогу.
На участке Байкал-Култук, который проходит по юго-западному побережью озера, 39 тоннелей!



И снова подпорная стена, мощённая камнем, - для укрепления склона. В подножье мыса Киркирей-3.
Вы обратили внимание, проходя тоннель №18, что в нём нет рельс?
Из-за частых горных обвалов на этом участке дороги во время строительства 2-го пути был пробит тоннель №18-bis (с верхним желобом для речки), параллельный старому.
После этого построенные ранее инженерные сооружения: тоннель №18, железный мост и подпорные стенки остались не нужными.
Мы сейчас на том месте, где проходил ж/д-путь в период с сентября 1904 по октябрь 1915 года, поэтому стена здесь требовала укрепления.


Дорога удивительно красива своим природным видовым разнообразием.
Мышиный горошек (сем.Бобовые).



Прибайкальский национальный парк. Маритуйское лесничество.
В горном окружении посёлка Маритуй (следующая остановка поезда) находятся реликтовые лесные сообщества, в том числе и кедрачи.
На фото лиственница (сем.Сосновые).


Сам посёлок расположен в долине реки Маритуй (на фото несколько домиков посёлка).
Когда-то это был крупный административно-жилой комплекс при станции.  Были построены здания по индивидуальным проектам: железнодорожное училище и большой жилой дом с квартирой начальника дистанции.  (Не сохранились. Много что сожжено на Кругобайкалке из деревянной ее красы. Или разобрано на дрова.)
В посёлке была своя церковь, метеостанция, больница, средняя школа.


А это старый паровоз, оставленный здесь на разграбление.
Здесь уместно будет заметить, что по туристическому маршруту Кругобайкалки ходит не только Кругобайкальский Экспресс (на котором ехали мы),  но и пригородная электричка с дивным названием "Мотаня".  Многие "дикие" туристы предпочитают доезжать до какой-нибудь станции и далее следовать по маршруту пешком. До 2012 года ходил ещё великолепно оформленный в стиле эпохи Николая II  ретро-поезд "Байкальский круиз", с похожим паровозом, путешествие на котором длилось два дня.


На отрезке Байкал-Култук (протяжённостью 85км)  сохранилось ~ 470 водопропускных (искусственных) сооружений: мостов, виадуков, труб. Это парный комплекс "Половинный":  железный мост (длина 60м, построен в 1-ый период строительства) и виадук (прокладка пути во 2-ой период).  Вид со стороны Байкала, втекает в озеро река Половинная.



А это вид виадука (железобетонный, арочного типа, 85м), если идти по красному железному мосту.
По сути виадук - тот же мост, но фактурнее, иногда романтичнее. Сравните этот виадук и те, которые были в первой части рассказа о КБЖД - каменные.  Хотя бывают мосты-красавцы, например, в Питере или в Праге.



Показываю тоннель №13 ("Чайкинский", длина 29,8м) с верхней частью: горные породы - именно они создавали трудности и при строительстве, и при эксплуатации пути: камнепады, обвалы, оползни.



Здесь интересно было спуститься к воде.
Если верить истории создания дороги (а так оно и было) из-за отсутствия естественной прибрежной террасы и существующих подъездных дорог, доставка грузов и рабочих во время строительства производилась исключительно по озеру.
Камень являлся единственным материалом, который брали на месте. Лес не разрешалось рубить в прибрежной полосе, поэтому его и всё необходимое, вплоть до песка, привозили летом на баржах, а зимой - по льду.

Не вырубали, а сохраняли. Это так необычно для нас - потомков тех людей из той России.

Приятно потрогать деревья...




... и посмотреть на мелкие растительные формы. Камнеломка.


Справа Горноколосник колючий (семейство Толстянковые)


У него есть ещё красивое название "Каменная роза" (народные - "заячья капуста" и "молодило").




Во второй половине дня распогодилось и над нами засияло синее небо.
На уже упомянутом участке Байкал-Култук около 280 отдельных и комплексов подпорных стенок различного назначения.
Остановка поезда рядом с арочной стеной (на фото подпорная стена - продолжение арочной).


А вот и сама, так называемая "Итальянская", арочная подпорная стена.
Она была построена для неосуществлённой железной галереи.


Мотивы Италии вполне объяснимы - в строительстве дороги и инженерно-технических сооружений участвовали приглашённые архитекторы из нескольких стран: Россия, Италия, Польша, Албания, Латвия и др. Инженеры, прошедшие конкурс на выполнение тоннельных работ, набирали с собой проверенных, квалифицированных рабочих - многие из которых были иностранцами (чаще десятники, рядчики, минёры, взрывники, каменщики).

"Итальянская" стена была выполнена в комплексе с однопутной галереей.



Снова переезд. Это уже комплекс "Шумихинский" (в долине реки Шумиха).
К слову, и в поезде (по трансляции), и во время остановок  информацию о маршруте мы слушали из уст милого мальчика-гида.
А если бы нам в поезде выдавали фонарики, ходить по тоннелям было бы гораздо романтичнее - можно было представить себя гномом или персонажами сказок  Г.Х.Андерсена,  Братьев Гримм,  П.Бажова...

Проход по однопутной галерее №7 - "Шумихинская большая" (длина 183м).



Вот мы и вышли на свет Божий - Байкал в районе пос.Шумиха.



Небольшой переезд и конечная "точка" маршрута Кругобайкалки - порт "Байкал".


И напомню ещё раз: западный участок, по которому мы совершали путешествие, - всего лишь часть КБЖД.

Из Иркутска поезда шли по левому берегу Ангары до порта Байкал (этот путь разобран в 1956 году и полностью затоплен в 1958 после пуска Иркутской ГЭС).
Затем по западному участку: от порта Байкал до Култука.
Далее путь пролегал по южному побережью озера (огибая его) до пристани Мысовой.
От пристани Мысовой продолжалось следование на восток по Забайкальской ж/дороге.

Весь "отрезок" Транссибирской магистрали - КБЖД имел не только важное геостратегическое значение, но также являлся одним из способов усиления влияния Российской Империи на Востоке.


После окончания путешествия из порта Байкал туристов переправляют либо на пароме к пристани, расположенной рядом с "Музеем Байкала", либо на небольшом прогулочном теплоходе на пристань в центре посёлка Листвянка . А дальше по отелям.

Вид на исток Ангары с воды - со стороны Байкала.


Этот переход различных судов и катеров очень красиво смотрится с правого берега Ангары,

в постах про Листвянку:
Отпуск на Байкале. Листвянка, как она есть.(1)
Отпуск на Байкале. Листвянка, как она есть.(2)




Tags: Байкал, Дороги которые мы выбираем, КБЖД, Путешествие во времени
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments