Наталья (vera_nata) wrote,
Наталья
vera_nata

Вокруг Мункачи. Вступление. Пейзаж.

В Государственном музее* изобразительных искусств им.А.С.Пушкина сейчас проходит выставка "Вокруг Мункачи" из собрания Венгерской национальной галереи (г.Будапешт) и коллекции Имре Пакха.

Михай Мункачи (1844-1900) - венгерский художник, мастер портретной, жанровой и исторической живописи, высоко ценимый как коллекционерами, так и критиками (при жизни и после смерти).



Автопортрет.


Ещё до открытия выставки, на стадии анонса на сайте музея, как-то взбудоражила меня цветовая гамма картин этого художника. И где-то "на задворках памяти" я себе обозначила эту тему для: "Подумать".

И вот, наконец-то,   :))
Кому не интересно, пройдёт мимо, кому интересно, добро пожаловать под кат.


И да, я продолжаю призывать Вас брать аудиогиды при посещении выставок.  :))

Немного вводных данных:

Родная фамилия Михая - Либ. Он родился в городе Мункаче, в семье сельского чиновника баварского происхождения. Оставшись в 6-летнем возрасте круглым сиротой, Михай познал горесть жизни в бедности и у чужих людей. В 7-летнем возрасте он был взят в семью родного дяди. Но финансовое положение семьи родственника не давало надежды на возможность получения образования. Уже в 10 лет Михай был отдан в ученики к столяру. В период обучения мальчик знакомится с бродячим художником Элеком Самоши. Три года обучения в качестве подмастерья в столярной мастерской плохо сказываются на его здоровье. На этом обучение ремеслу прекращается. Во время восстановления здоровья в доме дяди Михай начинает самотоятельно рисовать и копировать гравюры. Заметив стремление и природные данные мальчика, дядя (к тому времени уже имеющий место и стабильный заработок) разрешает и оплачивает уроки племянника у Элека Самоши.

Самоши, получивший в своё время академическое образование, становится для будущего художника первым учителем основ рисования и живописи.
Вместе они путешествуют по окрестностям, в поисках заказов, в том числе бывают в домах местных богатых людей. Так постепенно развиваются навыки юного ученика, нарабатывается опыт.

Именно этот образ жизни найдёт своё отражение и будет прослеживаться в выборе сюжетов, как в ранних работах художника, так и в более позднее время: сцены из быта бедных людей - венгерских крестьян, их каждодневный тяжёлый труд,..

"Женщина, несущая хворост", (1873).             (Другое название картины "Девушка с хворостом")


...реалистичные, безрадостные сцены семейной жизни, пьяные развлечения в кабаках, а также пейзажи и повседневная жизнь в дороге.

"Пейзаж с пастушьим костром", (~1880)



Наяву каждая картина - это какое-то фантастическое смешение красок, мазков, настроения, судеб тех, кто изображён на полотне.

Крупный план картины.


К сожалению, возможно, именно раннее сиротство, неприкаянность, тяжёлый труд в столярной мастерской, скитальческий образ жизни, а в последующие годы нестабильность финансового положения, будут иметь печальные последствия для здоровья художника.

Но молодость долгие годы помогала Михаю Либу в его стремлениях: юношей он переезжает в столицу - город Пешт (Будапешт), продолжает обучение и в 1863 году выбирает себе псевдоним по названию родного города - Мункачи, (впоследствии будет оформлена официальная смена фамилии).

Переезд (1865г.) и почти годовое обучение в Венской Академии художеств, которую студент Михай Мункачи будет вынужден покинуть из-за слишком высокой платы за обучение. В этом же году: переезд в Мюнхен и поступление в мюнхенскую Академию живописи (где также обучается в течение года).

"Пыльная дорога", (~1880)


В Мюнхене ему удаётся получить стипендию, это даст возможность дополнительно брать уроки в частной мастерской баталиста Ф.Адама, а также принять участие в поездке в Париж, на Всемирную выставку (1868г.). Эта поездка и знакомство с творчеством французских художников (в особенности, Жана-Франсуа Милле и Гюстава Кюрбе) станет поворотным моментом в творчестве: в этом же году Михай Мункачи оставляет Мюнхен в пользу Академии художеств в Дюссельдорфе, где его наставником станет Людвиг Кнаус - мастер многофигурных жанровых сцен.

Судьба благоволит художнику, в 1870 году его картина "Камера смертника" побеждает в "Парижском салоне". Эта работа быстро прославила начинающего живописца, и как следствие - несколько его картин будут куплены одним из крупнейших парижских торговцев искусством Адольфом Гупилем. Гупиль делает заказ на новые картины художника, предоставив ему полную творческую свободу.
С этого времени Мункачи начинает зарабатывать своим талантом и мастерством.


"Пейзаж с деревьями и двухэтажным домом", (~1882)



Вскоре у художника появляется меценат - барон де Марш, это позволяет ему окончательно перебраться в Париж.
Начинается новый этап творчества, и появляются новые темы для картин.



Продолжение следует.


В экспозиции представлены более 50 работ самого художника, а также работы его современников из собраний ГМИИ им.А.С.Пушкина и Государственной Третьяковской галереи (г.Москва).

*Выставка "Вокруг Мункачи" размещена в соседнем от основного здания корпусе - Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XXвв.

Tags: Живопись, Имена, Музеи мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments