Наталья (vera_nata) wrote,
Наталья
vera_nata

Вокруг Мункачи. Салонная живопись.

В завершении темы Михая Мункачи.
Начало здесь.


После победы в Салоне парижских художников (1870, золотая медаль) и переезда в Париж Мункачи создаёт целый ряд произведений, но одновременно испытывает сомнения, творческую неуверенность - сможет ли он повторить свой прошлый успех(?!), что приводит к тяжёлой депрессии.

Находящегося в "пограничном" состоянии художника, на тот момент спасает помощь мецената и собирателя картин барона де Марша. Де Марш и его жена Сесиль Папье приглашают Мункачи погостить в их поместье в пригороде Люксембурга. Забота этих людей действительно благотворно сказывается на здоровье молодого человека.

Из дома коллекционера Михай отправляется в Барбизон - знаменитую колонию художников недалеко от Парижа. Эта поездка (1873г.) во многом повлияет на манеру письма Мункачи, обратив его из самобытного венгерского художника (получавшего образование, часто меняя учителей, художественные учебные заведения и направления) в яркого и значимого представителя европейской школы живописи XIX века, не чуждого передовых идей.

После возвращения из Барбизона Мункачи узнаёт о скорой смерти своего покровителя - барона де Марша.

Но это событие удивительным образом изменяет личную жизнь самого художника.
Баронесса-вдова не оставляет своим покровительством Мункачи. Постепенно их отношения становятся ближе.
Как было сказано в фильме (на выставке), в этот период Мастер пишет баронессе "глубоко личные письма" и "терпеливо ждёт, когда закончится период траура".

В 1874 году Михай Мункачи и баронесса Сесиль Папье вступают в законный брак.

Медовый месяц пара проводит в путешествиях по Европе. Затем решают поселиться в Париже.

Начинается период, когда в творчестве живописца появляются полотна, полные света: элегантно одетые молодые женщины, дети, домашние животные, заботы об устройстве дома, искусство составления букетов, прогулки в парках - во всём этом отмечается "женский след" и радость от приобретения такого долгожданного, семейного и личного счастья.

"Парижский интерьер", (1877).



Крупный план (часть картины).



В Париже супруги снимают большой дом недалеко от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, поместье под Люксембургом - в качестве места для отдыха.

Став женой художника, богатая аристократка Сесиль Мункачи завела Салон, который сделался одним из центров парижского "света". Роскошные приёмы, изысканные ужины, блистательные концерты требовали постоянных денежных вложений. Женитьба и новый социальный статус повлияли на творчество. - Так называемая "салонная живопись" делает Мункачи модным и становится гарантом материального обеспечения подобной жизни. Интерьеры дома художника часто используются в качестве "сценической площадки".


"День рождения отца", (1882).



Крупный план (часть картины).



Крупный план (часть картины).




Этот же период жизни ознаменован появлением в судьбе живописца известного парижского купца, торгующего картинами, Зедельмейера. Кабальный договор, заключённый между ним и Мункачи на 10 лет, будет требовать от художника новых и новых работ, при этом неважно насколько они соответствуют душевным потребностям и стремлениям самого Мункачи. Зедельмейер диктует темы, владеет целиком всей живописной продукцией М.Мункачи, возит картины мастера по Европе и Америке - как для демонстрации, так и для продажи.

Впрочем, Зедельмейер - жёсткий и расчётливый менеджер своего времени, несомненно с выгодой для себя, но способствовал росту интереса к работам художника - картины имели шумный успех, у Мункачи постоянно были новые заказы.


"Похитительница конфет", (~1885).



Постепенно открывается и то, что покойный барон де Марш - знаток живописи, близкий художнику по духу, и его вдова (а впоследствии жена самого Мункачи) - это, образно говоря, "две большие разницы".

Про баронессу
(другой вариант её имени - Цецилия) появляются такие отзывы, как "властолюбивая", "с  ложной любовью к искусству", "тщеславная"...


"Я всё больше люблю одиночество." - пишет Мункачи.


"Натюрморт с цветами и кувшином", (1881).




Но это ещё не конец...

Несмотря на то, что М.Мункачи становится одним из ведущих парижских мастеров, ему удаётся сохранить связь с родиной. Происходит это благодяря его дяде, который нашёл для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. (Например, картина "Пыльная дорога" из первой части рассказа была написана именно в этой мастерской.)


Для "охотников" более подробного рассказа о творчестве (венгерского) мастера живописи могу посоветовать хорошую статью И.В.Долгополова.


~ В 1896 году художник уезжает в Энденихе (в то время - пригород германского города Бонна), чтобы пройти курс лечения в психиатрической лечебнице. Из-за болезни, перенесённой в детстве, художника нередко мучили головные боли и видения.

Оставшиеся годы жизни Мункачи провёл в этой лечебнице: он страдал от душевного расстройства (и от сифилиса).

01 мая 1900 года Михай Мункачи скончался.


Tags: Живопись, Имена, Музеи мира, Палитра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments