Наталья (vera_nata) wrote,
Наталья
vera_nata

Реальное дело. Красная Ляга

В этом посте я покажу церковь, которую некоторые из Вас, возможно, уже видели.
Её изображение более 14 лет украшает главную страницу интернет-портала sobory.ru.

Деревянная, шатровая Сретено-Михайловская церковь (1655г.) в бывшем селе Красная Ляга (Каргопольский район).





Немного истории.

Церковь была возведена в 1655 году "... тщанием прихожан" (- на средства, старанием, усердием).

Место было довольно оживлённое - село Красная Ляга (состоящее из двух деревень Шейна и Зенкова) рядом с карстовым озером, вокруг ещё 4 деревни. Все вместе они образовывали Красноляжский приход.
(В епархиальных клировых ведомостях значится, что Сретенская церковь поставлена на месте прежней церкви Рождества Пречистыя Богородицы.)

Вот что пишет об этой церкви архитектор Андрей Борисович Бодэ (- автор проекта и научный руководитель реставрационных работ):
"По архитектурному решению Сретено-Михайловская церковь представляет собой архаичный тип – восьмерик* с двумя прирубами с востока и запада. Над алтарем – бочка, восьмерик завершается шатром.

*Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.

За историю своего существования церковь перестраивалась не менее трех раз.
Первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы, следы которых читаются до сих пор. На галерею вели два высоких крыльца – западное и южное."


На рисунке А.Б.Бодэ можно увидеть какой (предположительно) Сретено-Михайловская церковь была в XVII веке. Нам хорошо видны северная и восточные стороны здания. Над алтарной частью "бочка" и маленькая главка с крестом. Первоначально оба прируба - и притвор, и алтарная часть были покрыты "бочками".



К середине XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В соседней деревне Кучепалда жили 469 человек, в Максимовской – 148 человек, в Часовенской – 9 человек, (+ к приходу относилась ещё д.Раколовская).

"В середине XIX века галерею за ветхостью удалили, соответственно переделали вход в здание, убрав лестницу внутрь притвора, а снаружи сделав низкое крыльцо.
К исходу XIX века назрела необходимость капитального ремонта церкви, что и было осуществлено в 1894 – 1895 годах. Здание было разобрано и под него сделан белокаменный ленточный фундамент. Церковь была вновь собрана в основном из старого материала, поэтому форма и высота срубов практически не изменилась. Появилась дощатая обшивка, новые окна, крыльцо, но прежней осталась высота шатра, бочка алтаря, сохранилось немало интересных деталей, относящихся к XVII веку."


Архивное фото 1901 года из журнала "Художественные сокровища России".



Более подробно с работой А.Б.Бодэ об истории строительства и архитектуре этого храма можно ознакомиться здесь.

На последнем строительном этапе, в начале XX века, церковь была обшита тёсом и украшена снаружи резным накладным декором (сохранился). Вероятно тогда же венчавшая притвор бочка была заменена двускатной кровлей. К тому же времени относится и крыльцо на западном фасаде.


Кроме Сретено-Михайловской церкви в Красной Ляге, в 20 метрах южнее, был второй храм Рождества Богородицы (XVII в.) с теплой трапезной во имя Параскевы Пятницы. Он сгорел в 1864 году. На его месте была построена и освящена в 1880 году новая одноименная, шатровая церковь. Она предназначалась для служб в зимнее время.



Двухсветный пятиглавый храм, с тёплой трапезной и шатровой колокольней (c открытым ярусом звона) над притвором. Эта церковь сохранялась до 1940г. Сейчас полностью утрачена.


Точных сведений*, когда были закрыты две церкви в Красной Ляге, нет.

Известно, что в соседнем приходе, в д.Печниково (5км от Красной Ляги),
церковь Космы и Домиана закрыли в процессе коллективизации  в 1931 году, тогда же со звонницы сняли колокола.
В 1937 году в районе начались массовые аресты
священников, включая ссыльных, церковных старост и "церковного актива". Формулировкой к аресту могли быть: "контрреволюционная агитация", "участник пасхального крестного хода".
Шли суды "тройкой", приговоры: к 10-ти годам
исправительно-трудовых лагерей, к ВМН - расстрелы. Были дни, когда объявляли приговор и расстреливали сразу несколько человек - каргопольских "церковников". Так продолжалось и в 1938 году.

* В 1932-1934 годах одна из 2-х красноляжских церквей оставалась действующей. (Какая точно, неизвестно.) В 1936-1937 годах она уже была закрыта.
Печниковский с/с выслал в Каргопольский крайисполком следующий документ: «При сем Печниковский сельсовет присылает вам обратно решение обл.исп.Комитета о закрытии Красноляжской церкви. На ваш запрос о высылке росписей двадцатки, выслать росписи не можем в виду того, что руководители двадцатки арестованы органами НКВД, а остальные члены (двадцатки) от принадлежности к исполнительному органы(-у) общины отказались».

"Двадцатка" - актив церковной общины - список учредителей, который подавался вместе с заявлением о регистрации религиозной общины, согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (от 1929 года).  //


В настоящем времени села Красная Ляга и ещё 3-х (из 4-х) деревень, составлявших этот приход, уже давно нет.

Легенда рассказывает, что в одну ночь из озера ("ляга" - небольшой водоём, лужа) рядом с селом ушла вода.
Через некоторое время ушла вода и из более крупного озера (так же карстового происхождения) рядом с деревней Кучепалда.
После этого люди начали покидать эти места.

Существует другая версия причины "вымирания" Красной Ляги.
Это был ответ одной из местных жительниц на очередную публикацию в жж: "... Вы глубоко ошибаетесь, думая что деревня обезлюдела из-за обсыхании ляги. В 60-е годы деревня была признана неперспективной, закрыты школа, ферма, колхоз вошел в состав совхоза "Печниковский". Люди разъехались: большей частью по городам, часть в д.Кучепалда или в Печниково, деревня опустела. Затем стали перевозить дома. Я изучала историю этой деревни, живу в этой местности с 1976 года, работала агрономом в совхозе. Так что проблемы местности знаю. Деревню погубила коллективизация. Нельзя было так с ней, но крестьянство костью в горле стояло у строителей коммунизма. Вот и погубили деревню: создали престиж городской жизни, а кто не хотел жить по новому просто истребили." (Людмила Фаркова)



Как бы там ни было, сейчас в этом месте сохранилась одна только Сретено-Михайловская церковь (Сретения Господня и Михаила Архангела).




И к ней продолжают приходить люди.






В 2013 году модераторы и соавторы портала sobory.ru начали сбор средств, промежуточной и конечной целями которого является проведение противоаварийно-восстановительных работ и полная реставрация церкви.
(Подробнее о планах и результатах уже проведённых
за эти годы работ можно прочитать здесь.)


А теперь более подробный осмотр в июне 2016 года.
На фото участники "Большой Поонежской экспедиции" 2016 года - проект "Неизвестная Провинция".


















На верхнем фото не очень хорошо видно, но угадывается: сначала идёт крыльцо (открытая площадка входа), затем прируб (западный), который является притвором. Внутри притвора лестница, ведущая в молитвенное помещение (внутри восьмерика).

Покрытие притвора в результате перестройки в 1890-х годах было изменено: вместо "бочки" оно стало простым прямоскатным.
На фото новое покрытие притвора после проведённых ремонтных и реставрационных работ (начиная с 2013г.).




"При внимательном осмотре можно заметить, что каждая деталь обшивки была ярко раскрашена. ... "
(синим шрифтом здесь, выше и ниже отмечены цитаты из работы А.Б.Бодэ)



"Следы окраски сохранились только на северном фасаде (в щелях, на сучках). Раскраска была в 6 цветов. Фон белый, верхняя часть обшивки – охра. Детали (карнизы, наличники) – красный, синий, кое-где – черный, крыша – зеленый кобальт."




"Раскраска фасадов видится едва ли не самым интересным результатом обследования памятника."


"... первоначальны окна второго света восьмерика с козырьками."






"... На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы, следы которых читаются до сих пор.
... там, где были проходы на галерею, позднее заложенные и превращенные в окна, видны затёски..."



Одна из работ, которые были произведены во время капитального ремонта церкви (в 1894–1895 годах): "... Здание было разобрано и под него сделан белокаменный ленточный фундамент."


"Натурные обследования и архитектурные обмеры, проведенные в сезоне 2010 года, позволили прояснить строительную историю...  Очертания плана церкви немного неправильные, прирубы разной величины, оттого и восьмерик немного расширяется к востоку."



Сравните верхнее фото с архивным фото 1901 года - из журнала "Художественные сокровища России".
Сейчас на всех стенах имеются одинаковые высокие окна.






А вот "бочка" над алтарной частью храма изначально была простой формы. Обе "бочки" были очень простыми внешне - на фото 1901 года это хорошо видно. На более позднем, архивном фото, где запечетлены оба храма, уже была видна новая "бочка" - с элементами декора.
Такой она сохранилась и до наших дней.




Последний строительный этап интересен декоративной обработкой: обшивка "в стиле петербургских дач", элементы декора.

Теперь попробуйте представить:

"Раскраска была в 6 цветов. Фон белый, верхняя часть обшивки – охра. Детали (карнизы, наличники) – красный, синий, кое-где – черный, крыша – зеленый кобальт."




Обратите внимание: на верхнем и нижнем фото просматривается вторая, малая главка на "бочке" над алтарной частью храма. Её хорошо видно на рисунке-реконструкции А.Б.Бодэ и архивном фото (где показаны сразу два храма в Красной Ляге).
















Строительные "леса" - свидетели продолжающихся ремонтных и реставрационных работ.








"... С западной стороны открытая площадка входа с парными столбами и вторым лестничным маршем."




Мы обошли храм вокруг, и теперь Вы можете зайти в него: здесь панорамный вид и одна из кнопок по центру - виртуальный вход внутрь.






Когда я была маленькой девочкой и потом подростком, уезжая от бабушки мы шли по тропинке от её дома до проезжей дороги. Бабушка всегда провожала нас и оставалась стоять около калитки. А мы шли по тропинке и время от времени оглядывались, чтобы помахать ей рукой. Она оставалась у калитки, пока мы не выходили на дорогу.

И её любовь до сих пор согревает всех нас.




Конечно, это ассоциации. И у каждого они будут свои.







А теперь небольшое обращение к каждому из Вас.

Я уже давала реквизиты сбора средств на реставрационные работы конкретно этого объекта культурного наследия России.
Но раньше Вы ничего не знали об этой церкви и не видели её так близко.

А теперь, подумайте о том, что Вы можете дать на ремонт и реставрацию этого храма какую-нибудь сумму.

Например, Вы можете начать с суммы, равной стоимости Вашего обычного обеда или бизнес-ланча.
Или пусть это будет сумма, равная обычной трате во время вечернего захода в продуктовый магазин.
Это не очень большие суммы, но "ручьи собираются в реку".
Просто подумайте об этом.

Вы ведь поддерживаете своими деньгами свою приходскую церковь?
Ваш "личный" храм будет благодарен Вам за поддержку его "сестры" - в Каргопольском районе Архангельской области.


Спасибо всем.



Продолжение следует...



P.S.
В процессе подготовки постов "по следам" Большой Поонежской Экспедиции-2016 по отдельным вопросам я консультируюсь с руководителем экспедиции и координатором проекта "Неизвестная Провинция" Михаилом Ильиным.

Все современные фото, размещённые в этом посте (независимо от наличия или отсутствия подписи внизу), сделаны автором журнала в июне 2016г.

Архивные фото для иллюстрации рассказа скопированы отсюда. Авторский рисунок и архивные фото были опубликованы в работе А.Б.Бодэ "Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге".


Tags: БОЭ-2016, Дороги которые мы выбираем, Сделано в России, Чтобы знать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments