Наталья (vera_nata) wrote,
Наталья
vera_nata

Монастырь. После

"Братия, пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путём скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живёт в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных".
Александр Ошевенский


Как и предсказывал первый настоятель, после его смерти, (на протяжении 9-ти лет), монастырь претерпевал испытытания: сильные люди стали обижать бедную и беззащитную сельскую обитель, у которой не было покровителей на земле, они унесли её книги и совершенно ее разорили. Монахи, послушники стали расходиться, остались лишь пять пожилых монахов. Крестьяне, видя такое разорение обители, начали осваивать монастырские угодья.



Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне:
Обитель полна народу. Седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке. Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали.

Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, будет избран новым игуменом обители.


Тогда сельчане решили, что новым игуменом святого места должен стать не чужой (для обители) инок, а человек им всем известный, и которому обитель была бы так же дорога, как и всем им. И выбор их пал на юного дьяка Матфея, сына их приходского священника.
Матфей испугался и стал отговариваться своей молодостью.

Средний брат Александра Ошевенского, Леонтий, бывший в это время приходским старостой (ему же после своей смерти поручил прп.Александр заботу о монастыре), вспомнил предсказание своего младшего брата: что быть Леонтию иноком Ошевенского монастыря... А поскольку Леонтий на тот момент уже был глубокий старец, то он обещал Матфею, что пострижётся в монахи и станет для молодого игумена во всем помощником.



Матфей, услышав это, уступил и принял постриг с наречением имени Максим.
Архиепископ Новгородский тоже не смутился его молодостью, рукоположил его и поставил игуменом.

II-ым "слоем" истории монастыря стало правление игумена Максима: более 40 лет (~ c 1488 по 1531).
При нём возросло число братии монастыря, была построена ещё одна церковь – в честь Успения Богородицы, увеличились монастырские земельные владения.

Интересно, что в XVII веке настоятеля часто называли строителем. Он должен был заниматься строительством в монастыре, закупать для братии одежду, провизию и прочее.
Незадолго до кончины отца игумена Максима, ~ в 1528-29 годах, Никольский храм был заменен новым. Заново был срублен и второй храм — Успенский.
При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию самого (явившегося) прп.Александра были обретены его нетленные мощи. Тогда же был написан его образ - каким он являлся инокам и по рассказу знавшего его старца.

Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах.


После кончины игумена Максима началась для братии жизнь непростая, полная испытаний:

- первый же игумен, избранный после отца настоятеля Максима, оказался по сути своей мошенником (история "в красках" здесь);

- по неизвестной причине в 1540-м году сгорели обе церкви. Их быстро восстановили, при этом Успенскую сделали тёплой;

- обитель хотел "разорити" воевода И.М.Юрьев - родственник Анастасии, жены Ивана IV (Грозного);

- монахам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами ближайших поселений.
И это при том, что основание монастыря явно способствовало росту Ошевенской волости: к середине XVI века она состояла из 10-ти тяглых деревень, достаточного числа монастырских деревень и самого крупного поселения - Слободы.


В 1578 году значение и материальное благополучие монастыря подкрепляется "вложением" в него самого царя Ивана IV (Грозного): в пользу монастыря были переданы значительные земельные угодья. Вероятно всего, этому способствовала близость города К`аргополя (- один из 19-ти "царских" городов, обеспечивающих содержание Опричнины).

В дозорной книге Шуерецкой волости 1598г. имеются сведения о владениях "Ошевнева монастыря" в этой волости (по карельской реке Шуе). Монастырь владел здесь двором и сенокосами, солеварней и мельницей.

На более чем столетний период, с конца XVI века до начала XVIII, приходится ровный и благополучный для обители "отрезок" времени.
Посмотрите на план, сделанный в XVII веке: здесь видно насколько чётко и щедро "расставлены" постройки внутри монастырской ограды.



1 - Никольская церковь, 2 - придел прп.Ал.Ошевенского, 3 - Успенская церковь, 4 - колокольня, 5 - "Святые ворота", 7 - ворота, выходящие к реке Чурьеге (Чурьюге), 9 - башни по углам ограды, которая в этот период является многоугольной.


Иконы с изображением Ошевенской обители широко "расходятся" в этот период по стране, рассказывая о самом святом, значительности и богатстве поморского монастыря, о благосклонности к нему как земных, так и небесных покровителей.



Здесь также (визуально) виден один из "знаков", благоприятных к монастырскому строению: пУстынь была устроена у моста через реку Чурьегу, на слегка возвышенном месте, не затопляемом в половодье.

Обратите внимание, насколько детально на этой иконе изображены постройки монастыря, храмы, ограда.

Перепись 1648г. содержит описание монастырских владений: «Монастырь Ошевнев на речке на Чюрьеге, а в нём три церкви древяные Успение Пречистой Богородицы да Николы чюдотворца, да преподобнаго отца нашего Александра Ошевенского чюдотворца. Да в церкве Успения Пречистой Богородицы в пределе служба Кирила Белоозерскаго чюдотворца... И всего в Ошевневе монастыре три церкви да четырнатцет келей, а в них тринатцет человек старцов... А в слободке и в деревнях сто четырнатцат дворов крестьянских, а людей в них... 324 человека, да 10 дворов бобылских, а людей в них и их детей 19 человек».

В 1667 году был установлен особый праздник - Богомоленье (после явления во сне крестьянину Каргопольского уезда самого прп.Александра вместе со свт.Иоанном Златоустом). В этот день, первое воскресенье Петрова поста, Ошевенский монастырь встречал у себя крестный ход из Христорождественского собора г.К`аргополя.


Следующим значительным (и страшным) событием в жизни монастыря стал пожар 6 мая 1706 года, произошедший от молнии.
В этом пожаре сгорели все знАковые постройки монастыря. Остались лишь ограда и кельи.

Эта дата является отправной точкой для переосмысления, каким должен быть монастырь после восстановления - необходимо меньше зависить от "воли случая" и природных, стихийных явлений.
После этого пожара монастырь отстраивается каменным.

Фактически, каким мы видим сейчас Ошевенский монастырь, таким (в своём плане) он стал формироваться после пожара 1706 года.


Фото Е.Шелковникова


План монастыря XVIII-XIX вв.:
1 - Успенский собор (1707-1758 гг.),
2 - колокольня (1774 г.),
3 - деревянный храм во имя Николая Чудотворца (1709 г., - Никольская церковь), позже, ~ в 1900 г., Покровская церковь (утрачена в 1990 г.),
4 - Святые ворота (1830-36 гг.) с надвратной Никольской церковью (1834 г.),
5 - игуменский корпус,
6 - братский корпус (монашеские кельи).






Продолжение следует...


Tags: БОЭ-2016
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments